МАДОУ "Детский сад 12" г. Перми

Адрес:

1 корпус : ул. Снайперов, 21, г. Пермь     телефон: (342) 280-73-95

2  корпус: ул. Формовщиков, 5. г. Пермь  телефон: (342) 280-25-05

Заведующий: Курочкина Татьяна Николаевна

Педагог-психолог

Роль отца в воспитании ребенка

Нам всем знакомо выражение "хороший отец". В этой статье мы постараемся рассказать вам, что такое активный отец, т.е. отец, который принимает активное участие в жизни ребенка.

Нет и не может быть более жизненно важного дела, чем воспитание детей; ни при каких обстоятельствах вы не должны забывать о ваших детях, так как обязанности по отношению к ним так же святы, как и обязанности по отношению к работе.

Будьте более инициативными
Если папы не будут пытаться взять на себя инициативу, то так и не начнут принимать участие в воспитании ребенка. Поэтому вместо того, чтобы позволить маме утешать плачущего ребенка, не сдавайтесь сразу и скажите: "Я думаю, что могу сам с этим справиться" или "Позволь мне попытаться все сделать самому, мне также нужен опыт". Не бойтесь спрашивать друг у друга совета, так как никто из вас не может знать все наверняка.

Больше практикуйтесь
Пусть вас не пугает тот факт, что, как вам кажется, женщина знает лучше, как обращаться с детьми. На самом деле это не так. Все, чему она научилась, она научилась на практике. Поэтому чаще участвуйте в занятиях с ребенком, в играх, прогулках и т.д. Не бойтесь предлагать свою помощь, даже если чувствуете себя несколько неподготовленным.

«Как у таких замечательных родителей могли вырасти такие ужасные дети?» — часто в недоумении спрашивают друзья и родственники родителей.

Поскольку для каждого следствия имеется своя причина, то мы попытаемся объяснить, почему так происходит.
Родители, а в первую очередь отцы, либо вообще не следят за поведением своих детей, либо уделяют недостаточно внимания их воспитанию. В основном они проводят все время на службе и возвращаются домой уставшими, с естественным желанием отдохнуть от забот. Если в доме заботу о детях берет на себя одна мать, а участие отца, который оказывает большое влияние на детей, невелико, то такую семью можно сравнить с человеком, пытающимся устоять на одной ноге.

Такой отец редко интересуется тем, как дети живут, с трудом находит время, чтобы поговорить с ними, помочь им советом. Он, безусловно, приносит пользу обществу своей работой, но вклад в свою собственную семью, в воспитание детей в этом случае слишком мал. В такой ситуации отец совершает серьезную ошибку: материальный достаток, к сожалению, не приносит семье счастья, и если другие люди в нем видят человека воспитанного и образованного, то собственные дети знают его как человека, который ими пренебрегает, уклоняется от общения с ними.

Недостаток внимания со стороны отца влияет на поведение детей вне дома, которое, как правило, бывает прямым следствием подобного отношения к детям. В этом случае отец часто не имеет представления о том, с кем общается его ребенок, какие у него отношения со сверстниками, что он делает во время отдыха и развлечений.

Не зная, чем занимаются его дети в семье, отец, без сомнения, будет оставаться в неведении и о том, как они ведут себя вне дома. Ребенок по своей природе не является совершенным существом, ему еще предстоит многое узнать и многому научиться, но если он лишен родительского руководства и присмотра, то поведение его будет отклоняться от верного пути и приведет к нежелательным последствиям.

В статье мы не отговариваем отцов от того, чтобы они занимались важными делами, вносили свой вклад в улучшение общественной жизни. Но на первом месте у них всегда должна стоять семья, и важнейшей обязанностью отца является воспитание и обучение детей. А это гораздо большая ответственность.

Что воспитывает детский сад?

Понятно, что основы социального поведения закладываются в родительском доме. При встречах с другими, в детском саду или в спортивной школе, к ним добавляется новое качество: дети учатся вливаться в группу, не отставать от других. Это сложный процесс, растягивающийся на годы.

Контактность
"Можно с тобой поиграть?", "Ты будешь в нашей группе?" В детском саду ежедневно завязываются новые контакты, дети объединяются для игры, учатся не только заявлять о своих желаниях, но и переносить отказ.

Поведение в группе
Совместная игра ставит перед детьми сразу несколько требований: надо договориться о ролях, приноровиться друг к другу, оказывать и принимать помощь, решать задачи сообща. Уже трехлетние малыши помогают друг другу, чтобы справиться с какой-нибудь проблемой: сложить игру-головоломку, построить замок из песка. При этом важно уметь выражать свои мысли. Чем лучше дети владеют речью, тем легче им сблизиться друг с другом.

Чуткость
Это основная предпосылка нормального социального поведения. Трех-четырех летние дети по своему умственному развитию еще не в состоянии представить себя на месте другого, взглянуть на что-то его глазами. Однако они вполне способны проявлять сочувствие. Если товарищ по игре плачет, потому что его с таким трудом собранный автомобиль развалился, то они в виде утешения предлагают ему собственного плюшевого мишку, потому что им самим в подобной ситуации он помогает. Но только с шести лет дети начинают понимать, почему их товарищ по игре плачет, и предлагают ему снова собрать машинку вместе.

Понимание правил
Оно необходимо для любой игры. Понимать правила и уметь пользоваться ими - это большой шаг в умственном и социальном развитии. Например, игру в прятки осваивают даже совсем маленькие дети. Ролевые игры доступны только с четырех лет. Ведь для этого надо договориться о правилах: "Я хозяин собаки, а ты мой пес - и соблюдать их. Трехлетних просто вовлекают в игру, к примеру, в роли собаки. Если они ведут себя неправильно, рвутся с "поводка" или во время "выгуливания" не задирают ногу, старшие им выговаривают. Так малыши учатся, как надо правильно играть роль.

Показатели успешности обучения ребенка второй младшей группы

К концу учебного года Ваш ребенок может:

Культурно-гигиенические навыки

  • Аккуратно мыть руки, лицо, уши;
  • насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком;
  • Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
  • Самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды.

Физическое воспитание

  • Отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед;
  • Ловить мяч двумя руками одновременно, метать на дальность правой и левой рукой на расстояние 2,5 - 5 м, в горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой с расстояния 1,5 - 2 м, в вертикальную цель 1 - 1,5 м;
  • Ходить с выполнением заданий (с остановкой, приседанием, поворотом);
  • Ходить по доске, гимнастической скамейке, бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой, по ребристой доске, с перешагиванием через предметы, рейки, по наклонной доске (высота 50-35 см).

Сенсорное воспитание, ознакомлени с окружающим

  • Выделять цвет, форму величину как особые свойства предметов,
  • группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
  • Знать, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т.п.), другие созданы природой (камень, шишки);
  • Различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зелёного, желтого и красного сигналов светофора;
  • Знать название города, в котором живёт;
  • Знать характерные особенности времён года (опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы);
  • Различать и называть стебель, листья, цветок, различать по внешнему виду и вкусу овощи и фрукты;
  • Называть отличительные особенности внешнего вида знакомых животных (лиса - рыжая, у неё длинный, пушистый хвост).

Показатели успешности развития ребенка средней группы

К концу учебного года Ваш ребенок может:

Культурно-гигиенические навыки

  • Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
  • Пользоваться расчёской, носовым платком.
  • При кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
  • Аккуратно принимать пищу: брать понемногу, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.
  • Сочувствовать обиженному и не соглашаться с действиями обидчика, одобрять действия того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну).
  • Здороваться, прощаться, называть работников детского сада по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
  • Самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды.

Физическое воспитание.

  • Ходить на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, приставным шагом в сторону.
  • Ходить с выполнением заданий (присесть, изменить положение рук), ходить в чередовании с бегом, изменением направления, темпа.
  • Ходить между линиями (10 - 15 см), по линии, доске, бревну (с перешагиванием через предметы, с поворотом, ставя ногу с носка, руки в сторону), ходить по ребристой доске, ходить и бегать по наклонной доске вверх и вниз (ширина 20 - 15 см, высота 30 - 35 см), перешагивать через рейки лестницы, приподнятой на 20 - 25 см.
  • Бегать на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом.
  • Бегать непрерывно в медленном темпе в течение 1 - 1,5 минут, на расстояние 40 - 60 м, на скорость (20 м примерно 6 - 5,5 секунд).
  • Ползать на четвереньках, опираясь на стопы и ладони, подлезать под верёвку, дугу (высота 50 см) правым и левым боком.
  • Пролезать в обруч, перелезать через бревно, гимнастическую скамейку, лазать по гимнастической стенке (перелезать с одного пролёта на другой).
  • Прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см.
  • Бросать мяч и ловить его на расстоянии 1,5 м, перебрасывать двумя руками из-за головы и одной рукой через препятствия с расстояния 2 м.
  • Метать предметы на дальность (не менее 3,5 - 6,5 м), в горизонтальную цель (с расстояния 2 - 2,5 м) правой и левой рукой, в вертикальную цель (высота центра мишени 1,5 м) с расстояния 1,5 - 2 м.

Показатели успешности обучения ребенка старшей группы

К концу учебного года Ваш ребенок может:

Культерно-гигиенические навыки:

  • Следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически.
  • Самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрывать рот и нос платком, отворачиваться в сторону.
  • Быстро и аккуратно одеваться, соблюдать порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места), опрятно убирать постель.
  • Правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
  • Сервировать стол, убирать посуду после еды.

Физическое воспитание:

  • Ходить на носках (руки за голову), на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), перекатом с пятки на носок, приставным шагом в правую и левую стороны.
  • Ходить по гимнастической скамейке, по наклонной доске прямо и боком, на носках, приседая на середине, раскладывая и собирая предметы, прокатывая перед собой мяч двумя руками.
  • Бегать на носках с высоким подниманием колена (бедра), мелким и широким шагом, змейкой, с препятствиями.
  • Бегать на скорость - 30 метров за 8,5 - 7,5 секунд.
  • Прыгать в длину с места не менее 80 см, с разбега - примерно 100 см, в высоту с разбега 30-40 см.
  • Бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя руками (не менее 10 раз подряд), одной рукой (правой, левой не менее 4 - 6 раз), бросать мяч вверх и ловить его с хлопками.
  • Перебрасывать мяч из одной руки в другую из разных исходных положений, различными способами (снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от земли).
  • Отбивать мяч о землю на месте, продвигаясь вперёд шагом (на расстояние 5 - 6 м).
  • Метать предметы на дальность (не менее 5 - 9 м), в горизонтальную и вертикальную цель (центр мишени на высоте 1 м) с расстояния 3 - 4 м.
  • Ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты на месте и в движении, подниматься на горку лесенкой, спускаться с неё в низкой стойке.
  • Проходить на лыжах в медленном темпе дистанцию 1 - 2 км.

Воспитывайте меня правильно!

  • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
  • Не бойтесь быть твердым со мной, я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить свое место.
  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  • Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить. Это ослабит мою веру в вас.
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: "Я ненавижу вас". Я не имею в это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став "плаксой" и "нытиком".
  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете делать это, то я вынужден буду защищаться, притворюсь глухим.
  • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Так я познаю мир; поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.

Родители, помогите воспитать вашего ребенка!

Воспитатели и родители часто не могут дать ответ на вопрос: почему дети становятся неуправляемыми; почему ребенок, которому ни в чем нет отказа, взращивает в своей душе жадность и злость; почему родители, желающие своему чаду только добра, наставляющие его и поучающие "правильной жизни", позднее наблюдают "ужасную картину в мрачных тонах"…? Почему ?!

Ребенку недостаточно лишь дорогих игрушек, красивой одежды и деликатесов. Иногда даже дети из состоятельных семей проявляют большие недостатки воспитания, нежели дети из семей менее обеспеченных, но слаженных. И, значит, дело вовсе не в материальном положении. Просто не хватает ребятам чего-то большего, что не покупается ни за какие деньги.

Если ребенок непослушен, балуется или шкодит сознательно, то, возможно, так он пытается привлечь ваше внимание. Объясните спокойным тоном, что так делать нельзя и почему, а в следующий раз нужно обратиться к взрослым просто с просьбой (почитать книжку, поиграть, помочь).

Если же ребенок начал не к месту паясничать, неосознанно совершив мелкий проступок, то попробуйте на такой случай завести некий обычай. Объясните, что при словах: "Выйди, ребенок плохой, а вернись хороший!", малыш должен прекратить и "исправиться". А если ему непонятно, почему его поведение не вызвало у вас поощрения, то он вправе об этом узнать.

Мама и папа в жизни ребёнка, или разница в воспитании

Мама в жизни ребёнка - это сама природа, то что питает, защищает, учит со существовать со всем во круг в гармонии, не насилии. Учить терпению, своевременности, приятию изменений и стимулирует гармоничные изменения в характере и организме малыша.

Если необходима регулярность в чём-либо, то органичнее маме за этим следить и обучать самостоятельности (навыкам гигиены, самообслуживания и т.п., в общем, всему тому, что позволяет адаптироваться в мире), нет. Функция адаптации - это женская энергия! И по большому счёту именно это и есть суть материнства.

Если у вашего ребёнка проблемы с окружающим миром, со сверстниками, общением, доверием, следованию своду законов, навязываемых окружающим миром, то это проблемы МАМЫ!

И никто не сможет заменить её, никакие суррогаты в виде воспитателей, учителей, психологов и психотерапевтов.

(Ну, разве что папа может попытаться в случае полного отсутствия мамы, но мне удачные случаи подобной трансформации не известны).

А вот папа - это энергия действия, познания, завоевания! Только мужская энергия способна научить познавать, стремиться к достижению чего-либо, преодолевать себя и свои возможности, а также жизненные препятствия на пути к цели! Сопротивляться, стоять на своём твёрдо без капризов и эмоций - это тоже очень важное умение, в жизни сто раз пригодится!
И именно папина задача - научить этому!

Приведем пример, насколько различны потребности ребёнка в папе и маме в почти идентичной ситуации...:

Десять правил воспитания ребенка

1. Люби своего ребенка!
То есть радуйся его присутствию, принимай его таким, каков он есть, не оскорбляй его, не унижай его, не подрывай его уверенности в себе, не подвергай его несправедливому наказанию, не отказывай ему в твоем доверии, дай ему повод любить тебя.

2. Охраняй своего ребенка!
То есть защищай его от физических и душевных опасностей, даже - если потребуется - жертвуя собственными интересами и рискуя собственной жизнью.

3. Будь добрым примером для своего ребенка!
Привей ему уважение к традиционным ценностям, сам живи сообразно с ними, относись к ребенку с чувством ответственности. Ребенку необходим такой домашний очаг, где семья дружна, где уважают и любят стариков, где поддерживаются тесные и искренние связи со всеми родственниками и друзьями. Ребенок должен жить в такой семье, где бытуют честность, скромность, гармония. Нарушение родителями супружеской верности, завистливость, обогащение бесчестными средствами, достижение той или иной выгоды для ребенка с помощью беспринципных связей и т.п. - все это составляет такой "образец", который весьма отрицательно отразиться на моральном облике завтрашнего гражданина страны.

4. Играй со своим ребенком!
То есть уделяй своему ребенку необходимое время, разговаривай с ним, играй с ним так, как ему нравится, игры его принимай всерьез, освойся с миром его представлений.

5. Трудись со своим ребенком!
Помогай своему ребенку, когда он пытается принять участие в работе (в доме, в саду или огороде). Когда ребенок подрастет, приучай его участвовать во всех работах по хозяйству и для хозяйства. В часы досуга и во время каникул он должен принимать участие в организованных детским садом или школой видах деятельности.

Для родителей, чьи дети посещают детский сад

Вы должны понять, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не сможет сделать для Ваших детей ВСЕ. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто НЕЛЬЗЯ.

Утром, когда детей приводят в детский сад, помогите воспитателю поприветствовать каждого ребенка, поинтересуйтесь, как малыши провели утро перед садиком. Ваш малыш научится быть доброжелательным, приветливым и внимательным к другим людям.

Если у Вас есть хоть немного времени, не спешите уходить, побудьте в группе. Вы станете участником нашего дня, нашим желанным гостем.

Понаблюдайте за игрой детей. Вы узнаете, какие потребности испытывают дети этого возраста. Почитайте, поиграйте или порисуйте вместе с детьми. Вы обретете новых маленьких друзей, а Ваш ребенок будет испытывать огромную радость, что у него есть Вы.

Читайте материалы на информационных стендах. Вы найдете много полезной информации по проблемам воспитания и развития детей. Узнаете о наших перспективных планах, достижениях Вашего ребенка.

Поделитесь своими идеями об организации жизни детей в дошкольном учреждении. Мы рады сотрудничать с Вами.

Задавайте вопросы по интересующим Вас темам. Мы вместе найдем решение.

Что нужно знать взрослым об особенностях поведения детей младшего дошкольного возраста

В 3 года - может вести себя некоторое время нормально (хорошо):

  • способен играть вместе с другими детьми в игрушки и фантазийные игры;
  • может помогать взрослым;
  • может в какой-то мере быть чутким к переживаниям других; допускает внесение незначительных изменений в обещания взрослых.

Нормальное (плохое) поведение:

  • не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми;
  • не хочет заботиться о других;
  • эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным;
  • истерики, слезы.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

  • говорите малышу о своей любви к нему как можно чаще;
  • целуйте его, обнимайте и берите на руки при каждом взаимном желании и возможности;
  • избегайте ситуаций, в которых ребенок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле;
  • терпеливо демонстрируйте культурные формы отношений в ответ на агрессию ребенка; сопровождайте телесные контакты с ним словами нежности.